Как и кто может воспитать лидерские качества у современного человека?
Лидерские качества, по-моему, видны уже на уровне детсада, а в школьном периоде – обширный полигон для манёвров. Отсюда в вуз, суз или в жизнь попадает уже готовый лидер или конформист. По моему глубокому убеждению, главная «пекарня» лидеров – школа, а учитель – тот человек, который иногда больше и глубже родителей знает способности, таланты и характеры детей на протяжении 11 их школьных лет. Ясно, что имеется в виду не только преуспеяние по учебным предметам. Школьная жизнь многослойна, и дети за годы учёбы имеют долговременную возможность для проявления личностных качеств. Учитель просто ОБЯЗАН отслеживать не только успеваемость, но и социальное проявление личности ребёнка. Где? - В жизни, за рамками урока: на субботниках по благоустройству, на какой-то физически сложной и не очень чистой работе; в спортивных состязаниях, в концертах художественной самодеятельности, в совместном отдыхе детей одного коллектива (класса, отряда, группы) либо сборного (например, в походах или экскурсиях), в помощи старшим, в элементарной покраске, побелке, ремонте мебели, вскопке грядок и проч. И на практике часты случаи, когда лидеры в учёбе оказываются беспомощны и неавторитетны в ситуациях вне теории. Появляются неожиданные, непредвиденные лидеры - физически выносливые, сообразительные и смекалистые, не нытики, придумщики, умеющие увлечь или выручить коллектив, способные на жертвы ради кого-то или чего-то. Как из инфантильных «готовников», компьютерных сидельцев воспитывать лидеров? Вовлекать, тащить за уши, за ноги в общие жизненные дела, которых много вокруг школы. Если классный руководитель – сам беспокойный человек, значит, его воспитанникам повезло: он всегда найдёт, чем нужным, необходимым (неважно, кому: школе, селу, улице, старому ветерану, подшефному детсаду или кому другому) занять детей. Сидя на берегу, плавать не научишься. Как правило, назначенные взрослыми детские лидеры надежд не оправдывают, дети сами выбирают себе вожаков. И задача учителя – уловить тенденцию, направить её на пользу. Значит, учителю надо хорошо знать учеников, ближайший к ним социум, перспективы, условия, средства ненавязчивого руководства и много ещё чего. Если у школы налажено сотрудничество с учреждениями культуры, производства (забыто благое шефское движение, детские клубы), с заинтересованными родительскими объединениями – это идеальные супер-условия, когда все дуют в одну дуду, когда есть яркие примеры увлечённых людей и за воротами школы. Но об этом можно только мечтать. На практике от детей чаще отмахиваются: у вас есть школа, там ваше место и ваши дела. В общем, большая часть социального заказа на лидеров возлагается на учителя. Задачка не из лёгких. За учебные успехи-неудачи школа выдаёт аттестат. Даже если он не очень солидный, при желании его обладатель «доучивается» по жизни: на работе, в армии, на курсах… Но школа не выдаёт документа, фиксирующего, какой человек выпускается из её стен. А этот фактор не менее важен: в чьих руках окажется ближайшее будущее страны? Это профи, человек с принципами, умный, самостоятельный, терпеливый, ответственный, целеустремлённый? Или это безвольный лох, ведόмый марионетка, беспринципный циник, равнодушный пофигист? Учителю нужна всемерная помощь и поддержка для качественной реализации задачи по воспитанию лидера. Журнальные статьи и брошюры с рекомендациями не выход: у любого уважающего себя педагога есть собственная библиотека. Теперь теоретические материалы можно без проблем отыскать и в Интернете. Нужно общественное мнение, поддержка властных структур, широкий спектр предлагаемых возможностей вне школы, необходимы коллективная воля и реальная готовность помочь учителю.