Основная деятельность школы – обучение или воспитание?
Хороший патовый вопрос из серии: кого любишь больше – маму или папу? Я убедилась за годы работы: школа призвана в равной мере представлять и образовательные, и воспитательные услуги. Другое дело, что воспитывает ещё и окружающая среда: в первую очередь семья, затем - телевизор, соседи, случайный автобусный попутчик, забытая на лавочке чужая книга, взятый на ночь у друзей DVD-фильм, забитая кем-то собака, песня из окна, молодожёны около памятника… В отличие от воспитания, обучение таким спонтанным быть не может и не должно. Обучать детей следует поручать обученным учителям. Не в каждой семье, особенно в селе, детям могут оказать помощь в учёбе. Поэтому, делая упор на обучение как на основную деятельность школьника, школьное образовательное учреждение осуществляет и воспитательную функцию. Но здесь много нюансов.
К примеру, предлагаемый вопрос:. Кому принадлежит определяющая роль в воспитании ребёнка: семье и/или школе?
По моему глубокому убеждению, определяющая роль в воспитании ребёнка должна принадлежать семье. Школа не должна пренебрегать воспитательной работой, но школа не должна собой подменять семью. На деле же в последние годы как раз виден облегчённый для семьи вариант процесса «как поставить детей на ноги». У нас в селе есть пример, когда очень молодой многодетной маме без профессии в день получения пенсии почтальонка приносит на дом 24 тысячи, а в школьной столовой её ребёнок месяцами кушает за чужой счёт: он из многодетной семьи. Такие мамы - нечастые гости в школе, зато учителя обивают их пороги. Мамаши «качают права» в сельской администрации, в комиссиях, в органах соцзащиты: дай, я многодетная мать. Как правило, профессии нет, есть очередной сожитель, об учебниках для детей должна думать школа, ботинки и школьную форму покупает школа. В таких семьях часты застолья и загулы. Школа обязана выдать таким мамам справку для органов соцзащиты об их детях-учениках на выплату детских пособий, но не получает ответных родительских действий. Спрос с таких родителей так и остаётся спросом. А такие мамы считают, что они в решении демографической проблемы оказали стране неоценённую или недостаточно оценённую услугу, не вылезая из койки, породили и пустили по свету детей - и всё. Дальше пусть упираются сады, школы, социальные службы. Если же в семье воспитание детей контролируется, работать с такими семьями – величайшее удовольствие. Сотрудничая, школа и семья разделяют свои обязанности по договорённости, по обстоятельствам, по назревшей необходимости. И результаты бывают весьма достойными даже для маленького села. И пусть не всегда у родителей есть образование: школа сделает своё дело и без них. А вот в деле воспитания школа без семьи это – однорукий гребец с одним веслом в лодке, которую бросает и носит по неспокойному житейскому морю.